История АМЦ Самара 

  Для метеорологического обеспечения полетов самолетов гражданской авиации на аэродроме Курумоч в декабре 1959 года была организована авиационная метеорологическая станция (АМСГ) Куйбышев. Организатором и первым начальником АМСГ с 1959 года по 1980 год был Николай Васильевич Лукьянов.  При организации АМСГ метеоплощадка была оборудована только флюгерами и психрометрической будкой с термометрами, в помещении АМСГ из приборов - были барометр и барограф, цифровой материал для наноски карт погоды принимался на слух. По мере развития авиации увеличивался объем метеообеспечения самолето-вылетов, менялось и техническое оснащение АМСГ. С 1960 года аппаратная связи стала оснащаться телетайпными аппаратами и фототелеграфной аппаратурой, которая дала возможность получать факсимильные карты погоды в необходимом количестве и отменить их наноску  от руки. Для удовлетворения возросших требований авиации к метеообеспечению полетов с 1965 года были организованы пункты наблюдений на стартах и в районе ближних приводов. Эти пункты   оснащались всеми необходимыми метеоприборами (часть из них дистанционные) и средствами связи (телетайп, телефон, ГГС). Данные фактической погоды записываются на магнитофон для непрерывного УКВ-вещания. С 1965 по 1975 год на АМСГ Куйбышев были задействованы  приборы  для инструментальных  наблюдений  за ветром (М-46, М-49, М-63-М), высотой облаков (ИВО, приставка ДВ-1), горизонтальной видимостью (РДВ). В 1973 году на аэродроме был установлен метеорологический радиолокатор МРЛ-1 с выносным экраном в помещении АМСГ (рядом с синоптиком-консультантом). К 1976 году, после оснащения телетайпами и фототелеграфной аппаратурой, АМСГ были предоставлены прямые каналы связи с УГКС.

SamaraSyno

Синоптик за работой, АМСГ Куйбышев 1970-е.

  Начиная с 60-х годов при  составлении авиационных прогнозов погоды стали широко применяться расчетные методы прогноза опасных для авиации явлений погоды (гроз, шквалов, туманов, низкой облачности, сильных ветров, обледенения, гололеда, и др.), разработанные НИИ Гидрометслужбы с уточненными  АМСГ местными поправками. В течение 1960-76 годов специалистами АМСГ был выполнен ряд исследовательских работ по изучению влияния физико-географических особенностей аэродрома на возникновение опасных для авиации явлений погоды.

  В октябре 1977 года на базе АМСГ был организован Авиационный метеорологический центр (АМЦ) , который осуществлял непосредственное метеообеспечение полетов самолетов в аэропорту Курумоч и являлся оперативно-методическим органом Приволжского УГМС.

SamaraPhoneКонсультация по телефону. АМСГ Куйбышев, 1970-е

  С 1978 года в аэропорту Курумоч работают две взлетно-посадочные полосы, на аэродроме производят взлет и посадку самолеты и вертолеты всех классов. С 1977  по 1984 год в АМЦ  поступили станции КРАМС и  КРАМС-М, датчики которых автономно использовались в оперативной работе. В июне 1987 года был установлен новый метеолокатор МРЛ-5, в феврале 1990 года введены в эксплуатацию две станции КРАМС-2.

samaraMeteovitrina

Синоптики у метеовитрины. АМЦ Куйбышев, 1980-е.

    В сентябре 1984 года АМЦ перешел в новое здание КДП, также была перенесена метеорологическая площадка в связи с переходом основного пункта наблюдений на КДП.   

   В 1990 году начал работу банк авиационных метеоданных (БАМД), а в апреле 1991 года в АМЦ установлена система автоматизированного запроса информации СПАС в сети автоматизированной передачи данных, что позволяло синоптику получать метеоинформацию из БАМД в кратчайший срок. В 1996-1997 происходило очередное техническое перевооружение станции, была установлена система КАСМО, включавшая в свой состав КРАМС-4, МетеоТелекс, МетеоФакс, МетеоКонсультант, АРМ синоптика, что позволило перейти на новый уровень приема и передачи метеоданных с использованием персональных компьютеров, печатать синоптические карты на обычной бумаге, повысило оперативность доведения метеорологической информации до диспетчеров службы движения. Также в 1996 году на МРЛ-5 был установлен комплекс АМРК «Метеоячейка», обеспечивавший автоматизированный режим обработки и передачи данных МРЛ.

SamaraCollective1985

Коллектив АМЦ Куйбышев 1985 год.

  В 1999 году продолжается модернизация АМЦ: для перехода на высокоскоростные каналы связи и автоматизации процесса приема и передачи метеорологической информации был установлен программно-аппаратный комплекс UniMAS, у синоптиков был поставлен программный комплекс ГИС Метео, осуществлявший обработку, отображение и документирование метеоинформации. С помощью ГИС Метео синоптик получал возможность сам создавать нужные ему для анализа и прогноза карты погоды, имел данные гидродинамических моделей рассчитанных в метеоцентрах России, Великобритании, США, Германии с различной степенью заблаговременности, что способствовало повышению качества прогнозов.

SamaraCollective1998

Коллектив АМЦ Самара 1998 год.

  В 2004 году АМЦ Самара вошел в состав АНО «Приволжское Метеоагентство». Начиная с этого момента, техническое оснащение АМЦ современным метеооборудованием, внедрение новых технологий в прогнозировании для авиации происходит непрерывно.

  В 2011 году АНО «Приволжское Метеоагентство» было передано в ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета».

SamaraTornado

Торнадо в 50 км от аэропорта Курумоч. Тольятти, 2004 год.

  На данный момент АМЦ Самара  в полной мере отвечает всем современным требованиям в области метеорологического обеспечения авиации.

  АМЦ Самара  Приволжского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» осуществляет метеорологическое обеспечение полетов :

  • Воздушных судов на аэродроме Самара(Курумоч) по системе «Брифинг»;
  • Укрупненного  РЦ филиала «Аэронавигация Центральной Волги», являясь ОМС, зона ответственности АМЦ- воздушное пространство общей площадью 619т. кв.км;
  • По Самарской зоне МДП, представляет потребителям  прогнозы в формате GAMET.

 

  Штат АМЦ составляет 35 человек:

  • Группа метеопрогнозов - 11 человек;
  • Группа метеонаблюдений и информации - 10 человек;
  • Группа радиолокационных наблюдений -  7 человек;
  • Группа эксплуатации метеооборудования и систем связи - 4 человека.

Samara2007Metel2

Samara2007Metel

Последствия метели. Самара, 2008 год.

  В 2014-2015 годах на АМЦ Самара была успешно реализована программа ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации 2009-2015г». По этой программе на АМЦ Самара установлены и активно используются в работе следующие аппаратно-программные комплексы и метеообрудование :

  • АИС «МетеоСервер»;
  • АИС Климат;
  • РС МАРС;
  • система прогнозирования с расчетными методами прогнозов опасных для авиации явлений погоды «ММК МИТРА-ГИС-ОЯП»;
  • 6 АИС «МетеоДисплей»;
  • автоматическая станция КРАМС4 основной и резервный комплекты;
  • облакомеры CL-31 – 4 комплекта;
  • нефелометры FS11 – 6 комплектов;
  • систем преобразования ветра на базе цифрового преобразователя WT521- 4 комплекта.

SamaraSynoptic2015

Синоптик Ермолаева Наталья за работой. Терминал-1 Курумоч (Новый аэровокзал), 2015 год.

За счет собственных средств приобретены:

  • датчик температуры и влажности фирмы Vaisala;
  • датчик давления фирмы Vaisala;
  • ЦКС UniMAS основной и резервный комплекты.

SamaraVaisala1

Измеритель дальности видимости Vaisala FS-11 на ВПП. Аэропорт Курумоч, лето 2015 года.

  Для приема и передачи информации используются как цифровые проводные каналы связи, так и корпоративная вещательная сеть Росгидромета. Резервными являются: интернет проводной канал по технологии ADSL и мобильный через 3G-модем. Все компьютеры АМЦ объединены в локальную сеть, что позволяет активно использовать удаленный доступ. С 1 апреля 2015 года консультация диспетчерского состава на аэродроме Самара осуществляется по системе удаленного доступа в виде электронного презентационного материала.

SamaraKons

Удаленная консультация диспетчерского состава. Командно-диспетчерский пункт, лето 2015 года.

  Через АИС «МетеоСервер» предоставляется  метеорологическая информация в полном объеме непосредственно на рабочие места диспетчеров Укрупнённого центра ЕС ОрВД. АИС «МетеоСервер» обеспечивает передачу в согласованном формате метеорологических данных, а КСА УВД «Альфа» приём в полном объёме: 

  • контуров зон опасных явлений погоды по данным наблюдений метеорологической радиолокационной сети Росгидромета;
  • оперативной метеорологической информации по аэродромам в кодах METAR, SPESI, TAF,GAMET;
  • прогнозы и  погода в раскодированном виде;
  • сообщения о прогнозируемом ветре и температуре на высотах;
  • сообщения о прогнозируемых траекториях смещения р/зондов;
  • предупреждения по аэродрому и предупреждение о сдвиге ветра;
  • визуализация информации  SIGMET;
  • сообщение об облаке вулканического пепла;
  • информация штормового кольца;
  • графическая метеорологическая информация.

SamaraKRAMS4

Метеоролог Порошина Светлана на рабочем месте КРАМС-4. АМЦ Самара, 2015 год.

  Информация с радиолокационных комплексов поступает в виде контуров опасных явлений. АМЦ проводит радиолокационные наблюдения по  МРЛ-5  АМРК «Метеоячейка». К сожалению, ДМРЛ установлен на АС Безенчук в удалении 70 км от АМЦ Самара и такое расстояние не позволяет в полной мере использовать все возможности ДМРЛ для обеспечения метеорологического обслуживания на аэродроме Курумоч .

  В работе группы Метеопрогнозов используется система прогнозирования МИТРА ГИС-МЛ ОЯП с возможностью приема данных в коде ГРИБ-2. Современное прогнозирование невозможно без применения численных методов прогноза. На АМЦ мы также используем информацию с сайта MetAvia-2.