История АМСГ Красный Кут.

   История АМСГ Красный Кут неразрывно связана с историей Краснокутского летного училища гражданской авиации.

  В канун Великой Отечественной войны СССР имел мощную авиационную отрасль - Гражданский воздушный флот. ГВФ вышел на первое место в мире по протяженности воздушных линий, перевозкам грузов, применению самолетов в отраслях народного хозяйства.

  Предвидя нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, были предприняты срочные меры по укреплению обороноспособности страны. Для укрепления Военно-Воздушного Флота в различных городах страны были созданы около ста учебных эскадрилий, и подготовку молодых пилотов для ВВС на самолетах У-2 поручили Аэрофлоту.

  Среди эскадрилий в декабре 1940 года в Одесской области была создана 16-ая учебная эскадрилья ГВФ. С началом ВОВ она была эвакуирована в Харьковскую область, а затем в Павлодар Казахской ССР. На базе этой эскадрильи была организована в марте 1943 года Павлодарская школа пилотов ГВФ. Эта школа  переучивала авиатехников, механиков, стрелков, радистов ВВС присылаемых с фронта, на летчиков по ускоренной 40-часовой программе, на самолете У-2. Школа выпустила несколько тысяч пилотов, героически сражавшихся в годы Великой Отечественной войны.

  В октябре 1945 года, после окончания ВОВ, Павлодарская школа пилотов ГВФ перебазировалась в г. Бугуруслан Оренбургской области, сюда же перебазировалась 4-я Сыр-Дарьинская Авиационная эскадрилья и школа была переименована в училище гражданской авиации. Бугурусланское училище гражданской авиации 17 ноября 1947 года  под руководством Миронова Н.И. перебазировалось в р.п. Красный Кут, на базу ранее располагавшегося здесь Качинского военного училища лётчиков, т.к. здесь были наиболее благоприятные условия для учебных полетов (аэродромы, свободное воздушное пространство и т.д.).

  Развитие  Краснокутского летного училища началось с вводом в эксплуатацию самолета По-2 в 1947 году. В условиях послевоенных лет краснокутцы стали готовить пилотов для авиации народного хозяйства.

kr1

Самолет По-2


  12 июня 1948 года училище было переименовано в Краснокутское лётное училище граданской авиации (КЛУ ГА). 

  30 июня 1948 года была открыта авиаметстанция 2 разряда Красный Кут. Станция приступила к наблюдениям в 19 часов 00 минут. На открытии АМСГ присутствовали инспектор отдела службы прогнозов Куйбышевского УГМС Молчадский И.Р. и начальник КЛУ ГА Миронов Н.И.

  Первым начальником АМСГ в 1948 году стал Власов К.Е. (с 25.06.1948г. по 7.07.1954г.). В штат АМСГ были приняты: синоптики Мамонтов В.И., Гусятников Н.И., ст. синоптик Федосеева И.П., ст. техники Дмитриева Е.С., Лайченко Е.П., техники Алексеенко Т.И., Печко А.П., Снегирь Л.И., Нестерова З.А., Жильцова Л.В., радисты Моселова А.И., Волкова А.С., Фляжникова Н.А., Пикалова А.Ф., аэролог Голубев Ю.В. и др.

  Для работы на станции были установлены: флюгер с легкой доской, психрометрическая будка, дождемер, чашечный барометр, термометры, радиоприемники ПР-4(Ус) и КУБ-4м. Сначала для АМСГ были выделены 2 комнаты площадью 35 кв.м. в здании учебно-производственного отдела училища. Для водородохранилища была предоставлена землянка размером 6 кв.м.

  22 сентября 1948 года АМСГ была переведена в новое служебное помещение, которое располагалось вблизи летного поля. Непростое было время в начальный период организации КЛУ ГА. Базы как таковой для размещения училища не было. Оно было размещено в малоприспособленных бревенчатых помещениях (бараках) с печным отоплением, в которых было не очень тепло. В авиагородке не было ни одного кирпичного здания. На аэродроме был один домик, в котором находились все летные службы и метеостанция. Помещение саманное, у АМСГ - 5 комнат: синоптическая, техническая, радиоаппаратная, аэрологическая и кабинет начальника. 10 октября 1948 года была перенесена и метеоплощадка ближе к аэродрому. До конца 1948 года были установлены нефоскоп Бессона (прибор для определения направления и скорости облаков, а тем самым и ветра на высоте наблюдаемых облаков) и прожектор ПИ-47 (для наблюдения за высотой облаков). Было построено здание для добычи водорода и выпуска шаров-пилотов, которые были нужны для определения высоты облаков. Позже на метеорологической площадке были установлены будка для самописцев, флюгер с тяжелой доской, гололедный станок, ледоскоп. В сентябре 1953 года на крыше АМСГ установлен анеморумбометр. Наблюдения производились за температурой воздуха и почвы, влажностью, давлением, направлением и скоростью ветра, видимостью и высотой облачности.

  Метеорологические наблюдения в Красном Куте начали проводиться еще в 1911 году на метеостанции Красный Кут. Эта станция в 1955 году была закрыта, и производство метеорологических наблюдений по полной программе метеостанции было возложено на АМСГ, в штат введен агрометнаблюдатель Гульгас А.Ф. После ее ухода на пенсию к работе приступила Семенчук А.М..

  Из года в год училище росло, расширялась его материальная база, страна нуждалась в летных кадрах, в связи с этим увеличивался объем работ, увеличилось и количество самолетов. На смену самолету По-2 в 1955 году в училище поступили 6 самолетов Ан-2. В 1957 году вводится в эксплуатацию дополнительно самолет Ли-2 и учебные полеты уже выполняются на трех типах ВС (Ан-2, По-2, Ли-2). В 1958 году вводится в эксплуатацию самолет Як-18А.

  В 1954 году начальник АМСГ Власов К.Е вместе с женой выбыли в Бугуруслан согласно приказу Куйбышевского УГМС. От него станцию принял старший инженер-синоптик Путилов Б.И., который проработал начальником с 7.06.1954г. по 20.06.1956г., когда он был переведен на кустовую станцию Бузулук. В 1955 году было построено новое здание газогенераторной, установлена ДМС-Н-53.

  Далее станцию возглавил Кинчин Юсуп Кадирович. В декабре 1957 года установлены радиотелетайпы, в октябре 1958 года установлен прибор МДВ с ближним отражателем на расстоянии 75м и дальним отражателем на расстоянии 350м. В августе 1959 года установлен прибор РП-2.  Кинчин Ю.К. осуществлял руководство до 20.06.1965г., когда начальником АМСГ была назначена Моселова Анна Ивановна. Анна Ивановна проработала на АМСГ с самого начала работы станции сначала радистом, техником, потом старшим техником и синоптиком. Она внесла огромный вклад в организацию работы, а также  и в подборе и обучении кадров.

  В 1965 году АМСГ перешла в новое двухэтажное здание КДП, где находится до сих пор.

kr2

Здание КДП, на 1-ом этаже справа - окна АМСГ.


  В 60-ые годы кольцевые карты наносились вручную. Данные поступали на телетайпные ленты с перфорацией, расшифровывались техниками, которые и делали наноску перьевыми ручками на карты. Потом появилась факсимильная связь. Карты стали принимать на «Ладогах». В 1972 году установлен  М-63М и «Облако».

kr3

  Кольцевая карта и карта АТ-700 за 20 ноября 1959 года.


kr4

 

  Отчет синоптиков АМСГ Красный Кут по облету трассы Сталинград-Красный Кут на самолете Ли-2 20 ноября 1959 года.


  В 60-70-ые годыпродолжалось обновление самолётного парка и наращивание потенциала учебного заведения — училище расширилось до шести лётных отрядов.

  АМСГ обеспечивала метеорологической информацией учебные полеты в районе аэродрома Красный Кут. Наряду с эти совершались полеты по трассам Саратов-Красный Кут-Новоузенск-Ершов и др. Производились учебные маршрутные полеты в города Волгоград, Саратов, Уральск, Актюбинск Пенза, Шахты и др.

  Большой вклад в работу АМСГ внесли синоптики Жильцова Л.В., Пахарь И.Р., Приходченко Г.Е., Кожевникова Т..Ю., техники Стороженко Р.И., Фролова Л.Н., Шульга Н.П., Гоголева В.Я., Иванова З.М., Козлито М.П., Егорова О.Н., начальник аппаратной Золотых Н.Е., радиооператоры  Макарова Л.И., Легостаева А.С.

  В 1981 году Моселова А.И. ушла на пенсию и начальником АМСГ стала Кожевникова Татьяна Юрьевна (с 08.03.1981г. по 24.10.1985г.), которая пришла работать на АМСГ в 1980 году после того, как отработала несколько лет синоптиком на АМСГ Краснодар. Штат станции в те годы составлял 32 человека.

  Продолжительное время (с 1985г. по 2009г.) станцию возглавляла Приходченко Галина Емельяновна. Она пришла на работу синоптиком после окончания Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского в 1974 году и посвятила всю свою жизнь работе на АМСГ. 1 июля 1988 года в связи с совершенствованием организации производства было произведено сокращение штата. Численность штата составила 24 человека: начальник АМСГ, 5 синоптиков, 12 техников, наладчик приборов и работники аппаратной связи в количестве 5 человек. Позже произошло еще одно сокращение штата на 6 человек. В начале ХХI века произошло оснащение станции новым прибором М-63М-1,  оргтехникой (компьютерами и принтерами). Компьютеры были установлены для синоптика, старшего техника для перфорации и в радиоаппаратной для передачи информации и приема карт.

  После ухода Приходченко Г.Е. на заслуженный отдых (1 июля 2009 года) начальником была назначена Маликова Наталья Павловна, которая вернулась в родной город после 24 лет работы синоптиком и начальником АМСГ Белорецк Республики Башкортостан.

  К этому времени штат станции составлял 18 человек: начальник, 5 синоптиков, 5 техников, начальник радиоаппаратной, 4 радиооператора и 1 агрометеоролог, который проводил наблюдения на агрометпосту государственной селекционной станции в поселке Семенной. АМСГ занимает в здании КДП несколько помещений, однако они требуют ремонта: краска с потолков и стен отслаивается, линолеум во многих местах порван, окна и двери не ремонтировались с 60-ых годов. Мебель очень старая.

  АМСГ осуществляет метеорологическое обеспечение полетов воздушных судов училища (Ан-2 и Як-18): синоптики составляют прогнозы по посадочной площадке Красный Кут,  по району полетов в радиусе 100 км, по маршрутам полетов, а техники ведут наблюдения и составляют регулярные и специальные сводки погоды. Кроме этого, выполняются следующие виды работ: метеонаблюдения по программе метеостанции М-2 (все сроки), перфорация, составление и передача штормовых оповещений, добыча водорода и шаропилотные наблюдения, радиометрические и агрометеорологические наблюдения, а также отбор проб снега на загрязнение.  В ноябре 2009 года агрометеорологический пост был закрыт и рабочее место техника-агрометеоролога было переведено в АМСГ. Оборудование было вывезено в помещения АМСГ. Техник-агрометеоролог Семко Наталья Борисовна, работавшая с 1989 года, ушла на пенсию.

  В 2010 году на АМСГ был установлен автоматический метеокомплекс. Установлено АРМ метеоролога для выполнения и кодирования метеонаблюдений по программе М-2. Для агрометеоролога установлено АРМ агрометеоролога.

  С 1 января 2012 года АМСГ Красный Кут была выведена из состава Саратовского ЦГМС и вошла в состав Приволжского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета». С этого момента начались работы по оснащению АМСГ приборами и оргтехникой. На АМСГ поступили РВО-5, ТГБА-1, БРС-1, мерзлотомеры, РВО-2, термометры. Были закуплены  2 новых компьютера, принтер, МФУ, ИБП и т.д. Наконец, у начальника появился компьютер и МФУ, так необходимые для работы, а у синоптиков и техников – сплит система, которая спасает в жаркие дни не только сотрудников, но и технику, которая перегревалась и отказывалась работать. С начала 2012 года были отменены шаропилотные наблюдения и связанные с ними зарядки по добыче водорода. В июне 2012 года сотрудники аппаратной АМСГ были сокращены, и работа по передаче сводок погоды была возложена на техников, а передача прогнозов и прием карт – на синоптиков. Штат АМСГ составляет 15 человек: начальник, 5 синоптиков, 6 техников-метеорологов, агрометеоролог, инженер-электроник и инженер по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем.

  К этому времени в Краснокутском летном училище ГА отремонтированы казармы для курсантов, столовая, штаб, а с мая 2012 года приступили к ремонту здания КДП. До нового года ремонт был закончен. В рамках проведения этого ремонта была заасфальтирована дорожка к метеорологической площадке. Руководство Приволжского филиала изыскало средства на приобретение мебели. Сейчас кабинеты сотрудников АМСГ радуют глаз и комфортны для работы. В них трудятся высококвалифицированные специалисты, большинство из которых с большим стажем работы.

kr6

Здание КДП после ремонта 2012 года.


  Более 30 лет на станции отработали: Моселова А.И., Жильцова Л.В., Фролова Л.Н., Шульга Н.П., Стороженко Р.И., Золотых Н.Е., Гоголева В.Я., Егорова О.И., Приходченко Г.Е., Кожевникова Т.Ю., Ерошкина Л.М., Федорова И.В., Колесникова Н.А., Власенко И.В., Сулимина С.В., Власова Е.А., Неваленная Т.Н.. Более 20 лет работают техники-метеорологи Билько Н.В. и Кабанова С.В.. Многие награждены Почетными грамотами Приволжского УГМС и Росгидромета. Нагрудным знаком «75 лет Приволжскому УГМС» награждены Приходченко Г.Е., Ерошкина Л.М. и Егорова О.И. Продолжают слаженную работу коллектива и молодые кадры: техник-агрометеоролог Дубоносова Ж.И., техник-метеоролог Преловская С.В., синоптик Карпенко Л.К., инженер-электроник Чижов В.М. и инженер по эксплуатации гирометприборов, оборудования и систем Пяхин М.Ф.

  В летном училище за последние годы также произошли большие изменения: прекратились учебные полеты на самолетах Ан-2. Курсанты летают теперь на трех типах современных воздушных судов: Cessna, Diamond и Л-410.

kr5

Л-410


  Из года в год количество самолетовылетов неуклонно растет. На посадочных площадках Красный Кут, Комсомольское, Ямское и Пушкино выполняют учебные полеты и курсанты Ульяновского и Сасовского летных училищ, т.к. здесь остаются наиболее благоприятные условия, в т.ч. и погодные.

Коллектив АМСГ традиционно выполняет все виды работ только с хорошими и отличными оценками. Квалифицированные специалисты АМСГ Красный Кут обеспечивают высококачественное обслуживание полетов с соблюдением требований безопасности.