АМСГ Оренбург

  1 января 2016 года исполнился 81 год со дня образования АМСГ Оренбург. За этот период грандиозные изменения произошли в организации работы и техническом оснащении станции.

  28 августа 1932 года на почтово-пассажирской воздушной линии Москва-Ташкент была создана аэростанция Оренбург. Этот день и принято считать официальной датой рождения гражданской авиации Оренбуржья. Размещение аэростанции на временно арендованном аэродроме военной авиашколы не позволяло оснащать аэродром необходимым оборудованием. Метеорологическое обеспечение полетов проводилось через гидрометбюро по заявкам аэрофлота, информация о фактической погоде по трассе предоставлялась приемопередающим радиоцентром, оборудованным к началу 1933 года.

  В связи с переходом от эпизодических полетов к регулярным, а также расширением объема работ (доставка почты, борьба с вредителями посевов, карантинно-профилактические мероприятия и др.) и в связи с обеспечением безопасности полетов в январе 1935 года в аэропорту Чкалов (Оренбург), недалеко от села Нежинка, на вновь построенном аэродроме, Куйбышевским управлением гидрометслужбы была организована АМСГ Оренбург 3 разряда со штатом 6 человек. Оснащение АМСГ на этот момент было следующим: гигрометр Соссюра, будка психрометрическая, дождемер, флюгер с легкой доской, рейки для снегосьемок и приемник БИ-234, в 1938 году добавился анемометр Фусса, теодолит и будка для самописцев. Метеоплощадки как таковой не было. Приборы располагались произвольно, место их установки не огорожено. Прием метеоданных производился только по азбуке Морзе. Весь принимаемый материал наносился техником-метеорологом вручную на синоптическую карту, кольцевые карты и карты барической топографии, а затем инженер-синоптик проводил анализ принятого материала.

orenOldNeghinka

  До 60-х годов АМСГ обслуживала полеты только в дневное время. Полеты производились на самолетах У-2, ПО-2, ЯК-12, АН-2 в основном по территории Оренбургской области (перевозка пассажиров, санавиация, авиахимработы). В то время еще очень слабо был развит автомобильный транспорт и авиация была основным средством передвижения.

  Начальниками АМСГ в те годы были последовательно Рубашко А.М., Хворов И.Д., Сливин И.М., Подин И.П.  С 1961 года по 1998 год станцию возглавлял Фитерер А.Е., человек с нелегкой судьбой, переживший немецкую оккупацию, пересыльные лагеря в Польше и Германии и приговоренный как сын врага народа к пожизненной ссылке, которую затем отменили. Только при Ельцине Б.Н. ему вручили свидетельство, что он был жертвой политических репрессий. За 37 лет руководства Аркадий Евгеньевич внес значительный вклад в организацию и улучшение работы АМСГ, оснащению ее оборудованием.

  В 1961 году штат АМСГ вместе с начальником состоял из 22 человек. Приборное оснащение составляли: чашечный барометр, флюгер Вильда, термометры. Высоту облаков определяли по шар-пилоту, дальнось видимости - по ориентирам. Синоптические карты наносили вручную, материал принимался по азбуке Морзе на слух и по приемнику можно было слушать устную консультацию из Москвы о расположении циклонов и фронтов.  Но все постепенно стало модернизироваться. В 1962 году АМСГ была оснащена приборами «Облако» и М-49. В этом году стала осваиваться и новая авиационная техника- чехословацкие самолеты «Супер-аэро», а в 1963 году - ЛИ-2. В 1964 АМСГ начинает обслуживать высокоскоростную авиацию, самолеты типа АН-10, АН-12, АН-24. Для этого пришлось переоборудовать радиоаппаратную, установить дополнительные факсимильные аппараты «Ладога». В 1965 году, после катастрофы в аэропорту Алма-Ата, во всех аэропортах организуются наблюдения на БПРМ (ближний привод радиомаркера), на аэродроме Оренбург – с курсами 260 и 80 градусов, с наблюдениями там за высотой облаков по ИВО и видимостью с помощью приборов РП-2.  Прием на работу осложнен тем, что в окрестных селах у людей не было паспортов. Вместо данных о паспорте писалось- «место не паспортизировано».  .

  В 1974 году началось интенсивное строительство нового аэропорта в 10 км к востоку от старого. Новый аэропорт в отличие от аэропорта Нежинка был назван Центральным. В нем была построена ВПП с искусственным покрытием длиной 2500 м, с курсом 260 и 80 градусов, здания рабочих стартов с помещениями для основных пунктов наблюдений.   Новый аэропорт готовится для приемов самолетов 1 класса: ТУ-154, ТУ-134, ЯК-42, ИЛ-18, ИЛ-96…   Технический рейс первого самолета ТУ-134 был выполнен 31 мая 1975 года.

  В марте 1976 года в аэропорту «Центральный» открыта АМСГ Оренбург 2 разряда. В этом же году смонтирован и запущен в работу МРЛ-2, проработавший до 1994 года. Его эксплуатацией занимался старший инженер Гололобов В.В.

  С 1976 года началась интенсивная подготовка аэропорта и АМСГ к полетам по пониженному минимуму 1 категории ИКАО. В 1977 году аэропорту Оренбург «Центральный» присвоен 2 класс, а АМСГ- 1 разряд. В 1978 году комиссия Госавианадзора после тщательной проверки присвоила аэропорту Сертификат годности к полетам по метеоминимуму 1 категории ИКАО. В этом же году АМСГ были выделены 2 физические связные пары для приема и передачи информации СПАС. АМСГ была оснащена аппаратами Т-51, приемниками Р-250, факсимильными аппаратами.

  В 1983 году на АМСГ была смонтирована КРАМС-М, позволяющая проводить автоматический сбор и доведение информации до диспетчеров УВД. Техники-метеорологи перестали выезжать на БПРМ для производства наблюдений. С 1992 года задействована новая КРАМС-2, а с 1999 года КРАМС-4 с программным обеспечением.

  В 1987 году был закрыт аэропорт Нежинка и существовавшая там ОГ. С этого времени АМСГ Оренбург стала проводить метеообеспечение и на местных воздушных линиях.

orenTimetableOLD

  В 90-е годы АМСГ, кроме обычных работ по метеообеспечению транспортной авиации по союзным линиям, авиахимработ, начала метеообеспечение международных полетов.

  В целях наиболее полного удовлетворения возрастающих потребностей авиации к метеообеспечению за последние годы была проведена большая работа по оснащению АМСГ современным оборудованием. Чтобы отказаться от приема факсимильных карт, для приема и передачи всей метеоинформации в радиоаппаратную АМСГ в 1996 году был приобретен ПАК «МТS», который позволил оперативно принимать и передавать аэросинкарты и всю метеоинформацию. Взамен этого комплекса, в 2006 году, был приобретен «UNIMAS» с дополнительными функциями, что расширило возможности передачи и приема данных. В 2007 году в качестве резерва был приобретен также абонентский комплекс «Митра», появилась возможность принимать всю метеоинформацию через спутниковую связь. В связи со значительными изменениями в технологиях информационного обмена, связанными с внедрением ПАК, в феврале 2009 года была сокращена радиоаппаратная АМСГ.

  В 2002 году рабочие места синоптиков были оснащены ПАК «ГИС-МЕТЕО», что позволило отказаться от обработки карт на бумажных носителях и выдавать всю необходимую летчику метеоинформацию по маршруту его полета, на аэродроме посадки и запасных по текущей и прогнозируемой погоде в любой точке пространства через эту систему. С 2006 года началось обслуживание экипажей по методу «Брифинг».

  Для производства наблюдений и доведения информации до диспетчеров УВД используется КРАМС-4 с набором датчиков (ФИ-3 , ДВО-2, датчики параметров ветра, температуры и влажности, давления фирмы «Вайсала»). Резервом являются приборы ИМДВ, М-63-М1, РВО-5, ртутные барометры, термометры и гигрометры.

  В настоящее время штат метеостанции насчитывает 23 человека, его возглавляет с 1999 года Лежнева Т.П. С 1 января 2012 года АМСГ Оренбург переведена из состава Оренбургского ЦГМС в ПФ ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета».         Большая часть сегодняшнего коллектива работает на АМСГ более 30 лет. Многие работники получили почетное звание «Ветеран Оренбургских авиалиний», а в честь 85-летия Гражданской авиации 25 работников награждены Памятным юбилейным знаком. В честь 75-летия Приволжского УГМС, работники АМСГ, проработавшие более 30 лет в системе гидрометслужбы , также награждены памятным знаком  «75 лет Приволжскому ПУГМС».

  Хочется также отметить специалистов, которые внесли большой вклад в работу АМСГ. Это – инженер по приборам Казаченко Н.В. (Почетный работник гидрометслужбы), техники–метеорологи Киль Г.И., Юникова В.С., Подтихова А.А., Морозова А.А., Ковалерчук Ю.И., Журба Г.М, Кабайкина Е.В. Шершнева С.В. Много труда в организацию работы аппаратной связи внес Белогуров И.А. участник Великой Отечественной войны, а затем Пушкарев А.Н., который сейчас работает инженером по ЭГМОиС. Необходимо отметить работу радиооператоров Маяковой В.М., Водопьяновой Т.П. Много труда и ответственности в подготовку прогнозов для летного и диспетчерского состава внесли синоптики Краева К.С., Ханадеева Н.А., Локтева Е.И., Дьякова Т.Б., Иконникова А.Е. (Почетный работник гидрометслужбы) , Присс Т.И., Пырьева С.Н. и другие.

  На сегодняшний день АМСГ Оренбург - это высококвалифицированные специалисты, работающие на современном оборудовании и обеспечивающие безопасность полетов, и с этой задачей они вполне справляются. Награда за этот труд- отсутствие авиационных происшествий и инцидентов по вине метеоспециалистов.