История АМСГ Пенза

  Метеорологическое обеспечение авиации в Пензе началось с 1930 года. В 1930 году акционерное общество «Добролет», которое осуществляло почтовые полеты, открыл в районе Пенза-3 Пензенский аэропорт Московских воздушных линий. Метеорологическое обеспечение полетов самолетов по маршрутам производило гидрометбюро / бюро погоды, согласно заявкам гражданского флота. Но такой вид обслуживания не обеспечивал безопасность полетов самолетов. Требовалась личная консультация о погоде вылетающему экипажу и выдача на руки бюллетеней погоды по маршруту полета. Для обслуживания полетов в Пензенском аэропорту в 1934 году Куйбышевским управлением гидрометслубы была создана АМСГ Пенза. Штат станции состоял из 12 человек, первым начальником АМСГ была Давыдова Мария Алексеевна. АМСГ работала только в дневное время, обслуживала 2-4 вылета самолетов У-2 . Для составления прогноза погоды синоптик имел синоптические карты за 2-3 срока и материал фактических наблюдений по пунктам, расположенным в районе трасс полетов.

Penza1

  С 1936 года начались регулярные почтовые рейсы по линии Москва-Пенза-Саратов,а с октября 1937 года по маршруту Москва-Пенза-Куйбышев-Москва. Появление новых авиалиний, потребности аэропорта вызвали необходимость создания нового аэропорта, который был открыт в 1940 году на южной окраине с.Терновка в 1940 г. 16 июня 1940г. АМСГ Пенза была переведена в новый аэропорт.

Penza5

  В годы Отечественной Войны АМСГ совместно с АМС ВВС, кроме транспортной авиации, обслуживала полеты самолетов ВВС. С 1941 года, кроме синоптических и кольцевых карт, на АМСГ стали составляться карты барической топографии за 2 срока, в связи, с чем появилась возможность анализа синоптических процессов.

Penza3

  С 1945года в аэропорту началось освоение химработ. С 1948 года начала применятся авиация на внесение с воздуха минеральных удобрений. В феврале 1948 года была призведена первая ночная посадка в аэропорту самолета ЛИ-2.С этого времени начали обслуживаться ночные полеты. В 1949 году были открыты первые местные линии- Лопатино-Никольск-Пестравка. 1 марта 1954 года создан летный отряд, который с 1955 года начал полеты на АН-2 и ЯК-12.

  К 1956 году число самолетовылетов возрасло, в связи с чем значительно вырос объем работы станции, соответственно увеличился штат станции. Значительные изменения произошли и в организации приема метеоданных. До 1956 года прием метеоданных производился только по азбуке Морзе. Работало 3 радиста в смену, и весь принимаемый материал наносился техниками на синоптическую карту, кольцевые карты и карты барической топографии, а затем инженер-синоптик проводил анализ принятого материала. К этому времени было введено составление 6-ти часовых прогнозов по району аэродрома с перекрытием через 3 часа, осуществлен переход к обслуживанию авиации прогнозами погоды по пункту посадки, введены учащенные наблюдения за погодой через 30 минут. Организованы инструментальные наблюдения за высотой облачности с помощью шаров-пилотов. В 1950 году на АМСГ установлен потолочный прожектор ПИ-45 для определения высоты облаков в темное время суток. С 1956 года введен радиотелетайпный прием, с 1958 года начали приниматься радиофаксимильные передачи по радио, а с 1962 года весь аэросинматериал принимался по проводу через аппаратуру уплотнения.

Penza4

  В связи с реконструкцией Пензенского аэропорта в 60-е годы значительно увеличилось количество самолетовылетов и протяженность авиатрасс. В 1961 году начались полеты самолетов АН-24, затем стали производить посадку Самолеты ТУ-124, ИЛ-18, АН-10,АН-12, ЯК-40. К 1963 году местные воздушные линии связывали 17 точек области, общая протяженность их составляла 1500 км и авиахимработы проводились в 110 колхозах и совхозах.

Penza6

  Расцвет авиации пришелся на 1980-е годы, за сутки АМСГ обеспечивала 70-80 рейсовых вылетов в города Союза, а на местных воздушных линиях (МВЛ) - 50-60 самолетовылетов. На фоне гигантского развития авиационных работ увеличилась и сеть гидрометеорологических наблюдений. В Пензенской области открыты пять оперативных групп (ОГ), а в г.Кузнецк- АМСГ 4 разряда, все они находились в оперативном подчинении у АМСГ Пенза. Продолжалось оснащение метеостанции приборами и оборудованием, были установлены приборы для наблюдений за высотой нижней границы облаков, параметрами ветра, а в 1972 г. - метеорологический локатор МРЛ-2.

Penza2

  В период с 1995 по 2003 г. АМСГ Пенза пережила трудное время: переход от бюджетного финансирования на хоздоговорное, недостаточное количество финансовых средств из-за малого числа полетов, износ метеооборудования, ликвидация Пензенского авиаотряда, в результате – отсутствие полетов и сокращение штатов.

  В 2005 г. АМСГ Пенза перешла в состав в АНО «Приволжское Метеоагентство». Был установлен ПАК UniMas, сокращен штат радиооператоров, постепенно заменены метеоприборы, закуплены и установлены ДВО-2, М-63М-1, в помещениях произведен ремонт и обновлена мебель.

  С 2012г. АМСГ Пенза находится в составе ПФ ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета». Большой вклад в развитие авиаметеорологического обеспечения гражданской авиации внесли ветераны АМСГ Пенза. Низкий поклон начальникам АМСГ: Давыдовой М.А., Вязову В.П., Артемову В.Г., Здорововой А.Н., Люстровой Т.Ф., Хворовой Ф.Т., Савельевой Л. Н.,; синоптикам: Романовой В.И., Дрондину П.В., Маникиной Р. П., Лаушкиной Л.М, Осиповой О.И., Литвиненко Н.Е.; техникам-наблюдателям: Бегловой А.Ф., Берсенево З.И., Плитино Е. Р., Захаренко К.В., Шубенкиной В.М., Саблиной П. А., Ребро Л.Д.; работникам узла связи: Моисееву И.П., Тимофееву А.Г., Чураевой Н.И., Тимашевой В.Н., Гавриловой Т.И, Козловой Е.В., Тихоновой Т.А., Емельяновой Н.Ф.; инженеру-прибористу Кладову Ю В; работникам МРЛ-2:Харитонову А.М, Романовой Л.В., Ереминой Г.В., Грошевой М.И, Чивокиной Р.В.. 

  В настоящее время штат АМСГ Пенза насчитывает 14 человек, его возглавляет на протяжении более 20 лет Заварина Н.Н. Трудовой стаж большинства специалистов - более 20 лет, на метеостанции работают опытные, преданные Гидрометслужбе профессионалы, многие из которых награждены почетными грамотами Приволжского УГМС и Росгидромета. В 2014г. синоптик 2 категории Бодрина Т.М. награждена нагрудным знаком «Почетный работник гидрометеослужбы России».

  Обслуживание гражданской авиации - это сложная работа, которая требует специального образования, практических навыков, опыта работы, знаний и четкого выполнения руководящих документов, регламентирующих данный вид деятельности. Награда за этот труд – отсутствие авиационных происшествий и инцидентов по вине метеослужбы. Свою задачу в деле обеспечения безопасности полетов коллектив АМСГ Пенза выполняет уже более 80 лет на 100%. Инцидентов и авиационных происшествий по вине специалистов АМСГ за время существования метеостанции не зафиксировано.