История АМСГ Саратов

  В 1933 году список гидрометеорологических станций, входящих во Всемирную метеорологическую организацию, пополнился авиаметеостанцией города Саратова. Это означало, что наша авиаметеостанция стала проводить наблюдения за погодой, результаты которых стали использоваться для международного обмена, являясь корреспондентом ВМО.

   Распоряжением ГУГМС СССР с 1 января 1936 года на метеостанции началась регулярная работа по обслуживанию авиации. С самого основания станция располагалась в деревянном доме с двумя комнатами и метеоплощадкой размером 12,5 х 10,6. На метеоплощадке были установлены приборы: психометрическая будка, будка для самописцев, дождемер, нефоскоп, флюгер, напочвенный термометр.

Saratov1

   На образовавшейся метеостанции наблюдения проводились каждые два часа для передачи погоды в адрес метеоцентров и обслуживания самолетов, проводились наблюдения в основные метеорологические сроки для международного обмена; велось регулярное самолетное зондирование верхних слоев атмосферы на самолете “У-2”; дважды в день проводились шаропилотные наблюдения. В том же 1936 году началось синоптическое обслуживание авиации. Карты погоды составлялись по данным передач из Москвы, Куйбышева и Тбилиси. Синоптические карты погоды составлялись за сроки 07 и 19 часов. Кольцевые карты погоды составлялись в сроки: 04, 06, 10, 12 и 14 часов. Приземные карты наносились тушью техниками-наносителями. Карты барической типографии не составлялись. Аэрологические диаграммы составлялись нерегулярно. Все техники хорошо знали азбуку Морзе. Радиооператорам азбуку Морзе знать было необходимо, так как именно с ее помощью шла передача большинства радиограмм о погоде. В 1936г. Девчонками пришли работать на метеостанцию Перепелкина П.И., Тимофеева В.Г., Хохлова.

Saratov2

   В 1940 году на авиаметеостанции г.Саратов работало 22 человека: начальник Каргальская И.Н.(высшее образование стаж работы 7 лет), 5 синоптиков, 10 техников-наблюдателей (из них 4 человека были заняты непосредственно наноской карт погоды) и 6 радистов. В том же 1940 году авиаметеостанция была привлечена к обслуживанию народного хозяйства; обслуживались гидрометеорологические пункты Рязанской и Уральской ж.д.

   В 1943 году авиаметеостанции Саратова было дано название «Авиаметеостанция 1 разряда». Коллектив станции в то трудное военное время был молодой. Именно в это время на станцию пришли работать Маляренко Н.И., Арсентьева А.П., Кавеза М.А., Лысункина В.В. Сразу после войны пришли на работу в радиоаппаратную АМСГ участницы Великой Отечественной войны: Карелина Л.П. и Кленова Н.С. Все эти люди проработали на станции 38-40 лет четко и своевременно выполняя свои обязанности, параллельно обучая премудростям метеорологического обслуживания авиации вновь поступающих на работу сотрудников.

Saratov4

   В 1954 году на станцию пришла работать рядов синоптиком Калинина В.А., которая вскоре стала старшим синоптиком, а с 1973г. По 1984г. работала начальником станции, сменив на этом посту Климова А.И. Требовательная к себе, дисциплинированная Вера Архиповна много сделала для развития АМСГ, сплотив вокруг себя грамотных, ответственных специалистов: Черемных Н.Г., Тюренкова Н.М., Горина В.В., Лаптева В.А., Иванова Т.В., Коробова Н.Н., Новикова В.В., способных щедро передавать свои опыт молодым.

   Шли годы, менялись оборудование, люди. Только метеоплощадка переносилась трижды. Изгородь была сделана из металлической сетки. Рядом с метеоплощадкой был оборудован шаропилотный пункт. За облачностью сначала наблюдали по установленному вне площадки прибору «Прожектор», а с 1962 года по прибору «Облако». Тогда же была установлена мачта флюгера высотой 12м, установили гололедный станок.

Saratov5

   В 1970 году было построено здание ДПСП. В этом здании были выделены две комнаты для метеонаблюдателей и снова перенесена метеоплощадка ближе к этому зданию. Наблюдать за метеоэлементами стало намного проще, так как показания приборов были введены непосредственно в комнату техников-наблюдателей.

   В 1978 году, молодым специалистом, по окончании ЛГМИ приехал на станцию работать инженер по приборам Суворов В.В. Вот уже много лет он бессменно поддерживает приборное хозяйство в рабочем состоянии.

  В последние годы происходит централизованное техническое переоснащение АМСГ более современным оборудованием. Сегодня для просмотра сводок погоды на аэродроме диспетчеру достаточно просмотреть компьютерный формирователь речевых сообщений АТИС и на БИ от АИУ. Благодаря современному передающему устройству «МИТРА» и «ГИСМЕТЕО» стало возможным получать синоптические карты погоды в обработанном виде спустя всего сорок минут после наблюдения, а по авиатексту фактическую погоду и прогноз любого аэродрома.

Saratov6

   Синоптиками АМСГ Саратов составлены следующие региональные работы:  «Аэросиноптическое описание МВЛ Саратовской области» (Калинина В.А.), «Аэросиноптические условия возникновения гололеда в аэропорту Саратов» (Селиванова Л.А.), «Обобщение случаев низкой облачности в аэропорту Саратов по материалам разборов неоправдавшихся прогнозов и описаниям ОЯ» (Никанорова Н.Б.), «Аэросинптические условия возникновения болтанки при заходе на посадку в аэропорту Саратов» (Колесникова Р.А.), «Розы ветров со скоростью 16-18 м/сек и более по области и по аэропорту Саратов» (Чермных Н.Г.), «Авиасиноптические условия возникновения гроз по Саратовской области и аэродрому Саратов» (Тюренкова Н.М.), «Климатическое описание аэродрома Саратов» – работу исполняли: выборка материала техниками-метеорологами, обработка и его описание инженер-синоптик 2 категории Чендева Н.Б. 

   Синоптики АМСГ проводят занятия по авиационной метеорологии у летного состава ОАО “Саратовские авиалинии” и у диспетчеров службы движения.

   В 1984 году начальником авиаметеостанции становится Колесникова Р.А. Обладая знаниями и практическими навыками, Колесникова Р.А. внесла большой личный вклад в достижение стабильности работы АМСГ Саратов в сложных экономических условиях.

   С 1993 года на АМСГ Саратов проводится производственная практика по авиационной метеорологии у студентов 3-4 курсов Саратовского госуниверситета географического факультета специальности «Метеорология и климатология».

   С 1 января 2005 года  по 1 апреля 2011 года АМСГ Саратов является обособленным подразделением АНО “Приволжское метеоагентство”.  

   С 1 апреля 2011 года АМСГ Саратов входит в состав Приволжского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета». С этого же времени начальником АМСГ становится Кулешова Ольга Михайловна, проработавшая синоптиком на АМСГ с 1983 года.

   В настоящее время на АМСГ работает 7 синоптиков, 9 техников-метеорологов, инженер по приборам и инженер-электроник.

   На АМСГ Саратов отсутствует текучесть кадров с 1985 года, 85% имеют специальное метеорологическое образование, 70% работников АМСГ имеют высшее образование (в основном являются выпускниками географического факультета СГУ по специальности «метеорология»). На авиаметеостанции трудится сплоченный, знающий свое дело коллектив. Трудовой стаж почти всех сотрудников более тридцати лет. Огромный опыт работы сотрудников, преданность своему делу, хорошее знание метеорологических особенностей аэродрома, слаженность в работе коллектива, хорошее техническое оснащение АМСГ Саратов – все это является залогом безаварийной работы всего коллектива АМСГ.