История АМСГ Самара-Центральный

  В  1941 году, через некоторое время  после начала Великой Отечественной войны,  ряд предприятий Наркомата авиационной промышленности эвакуировали на восток, так в наш город из Воронежа был переведён 18 авиационный завод, выпускавший штурмовики Ил-2. Уже через 35 дней, после размещения  завода в посёлке Безымянка, был собран первый самолёт. Из-за отсутствия взлётно-посадочной полосы первые самолёты  проходили программу лётных испытаний в Москве, куда их перевозили  железнодорожным путём. С начала 1942 года испытательные полёты осуществлялись уже на заводском аэродроме. Для метеорологического обеспечения этих полётов 5 марта 1942 года была организована АМСГ при Центральном Аэродроме  МАП г.Куйбышева по локальному соглашению между Наркоматом авиационной промышленности и Управлением Гидрометслужбы Приволжского военного округа.

SamCentrKDP

Здание КДП, на первом и втором этаже которого размещается АМСГ Самара-ЦТ.


  История авиации не знала более массового самолёта, чем Ил-2, в годы войны он был основой нашей фронтовой авиации. «Крылатый танк» выполнял практически любые задания, использовался и как штурмовик, и как бомбардировщик ближнего действия. С 1944 года производство Ил-2 на заводе шло параллельно с выпуском нового штурмовика Ил-10,  количеством 40 самолётов в сутки. Кроме этого, был организован ремонт воздушных судов на заводе и  прифронтовых аэродромах, все самолёты  после выпуска и ремонта проходили  лётные испытания.

  Деятельность  нашей АМСГ  была направлена на  метеообеспечение испытательных полётов, транспортных и ведомственных авиаперевозок. Персонал АМСГ располагался в 2-х рабочих помещениях (31м2) деревянного одноэтажного здания. Режим работы станции был определён круглосуточный (с 1942года по настоящее время), а   авиационные метеонаблюдения  проводились каждые 2 часа по Московскому времени. Синоптик составлял прогнозы и штормовые предупреждения об опасных явлениях погоды по району аэродрома, которые передавались командованию заводского аэродрома и командирам воинских частей. Маршрутными прогнозами обслуживались вылеты  на  аэродромы назначения и испытательные полёты. Прямой линии связи между АМСГ и УГМС не было,  кодированные данные АМСГ передавала по телефону, через 2 заводских коммутатора,  под запись  телеграфисткам НКС, а оттуда телеграммы поступали в Управлением Гидрометслужбы Приволжского военного округа. Сбор авиационной информации от других аэродромов осуществлялся по телефону от АМСГ Куйбышев. Для наноски на карты погоды  метеорологическая и аэрологическая информация принималась в кодированном виде радистами АМСГ с помощью радиоприёмников КУБ-4, ПД-4 и 5НБС-1, работавшими на аккумуляторном и сухом питании.

  Поистине исполинские масштабы оперативной работы   АМСГ выполняла небольшим составом: начальник Гироль Н.М.,  инженер-синоптик Медведева А.А., старший техник Мартыненко О.А., техники Голикова Е.В. и Тарнолицкая Н.И., кодировщики Кожина Е.Г., Оберец А.Н., Писарева В.И., радисты Соловьёва Т.А., Царёва В.К., Кузнецова Е.Г. Начальник и инженер-синоптик имели среднетехническое образование, остальные - неполное среднее (6-9 классов).

SamCentrYarosh

Техник-метеоролог Ярош Светлана Васильевна.


  В военное время в службе погоды остро ощущалась нехватка квалифицированных специалистов, УГМС Приволжского военного округа  своими силами готовило на круглогодичных курсах радистов, метеорологов, гидрологов, техников-синоптиков. Конечно, такие курсы давали только общее понятие о специальности, штат станций был укомплектован  учениками-практикантами, всюду существовала проблема  низкой квалификации личного состава. Но и эту проблему старались ликвидировать на технических занятиях  и курсах повышения профессиональных знаний, и путём установления строгих правил личной ответственности. Коллектив АМСГ при Центральном Аэродроме  МАП  тоже имел только курсовую подготовку, но все работы проводились под лозунгом мобилизации сил и средств в помощь армии: «Всё для фронта, всё для победы!» Сметные назначения станции предусматривали только выполнение производственного плана, поэтому своими силами работники ремонтировали обувь и спецодежду, готовили  рабочие помещения к зиме, экономили бумагу и расходный материал, выращивали овощи.

SamCentrMeteo

Метеорологическая площадка.


  После окончания Великой Отечественной войны  АМСГ  получила название АМСГ при объекте п/я 402. Как и в военное время, авиационный завод был закрытым предприятием, строгие инструкции запрещали сбор и архивацию каких либо фактов, фотосъёмку, о чем  в наше время остаётся только сожалеть. Из рассказов ветеранов знаем, что на станции в военное и послевоенное время было немало инициативных и творческих людей, добросовестных, жизнерадостных, ответственных. Несмотря на все трудности в работе и повседневной жизни,  они с оптимизмом смотрели вперёд, радовались проявлению мирных перемен. В послевоенный период рабочий день на АМСГ стал нормированным, восстановили отпуска, коллектив стал пополняться   демобилизованными  красноармейцами  и квалифицированными специалистами.

  В 1945 году начальником АМСГ  был назначен Воронин Алексей Егорович, выпускник Воронежского госуниверситет. Штат синоптиков   увеличили до 4 единиц, на этих должностях работали: Кайнов П.М., Маслова Е.К., Путилова Н.А., Безкаравайный Н.Ф.  С 1 июня 1945 года  в план АМСГ были включены основные срочные наблюдения за погодой и наблюдения за снежным покровом и гололёдом, авиаметнаблюдения стали более учащенными – ежечасными и получасовыми.

SamCentrMeteorolog

Техник-метеоролог Плотникова Татьяна Михайловна.


  15 августа 1946 года  станции вернули первоначальное называние - АМСГ 2 разряда Центрального аэродрома МАП, в сентябре 1948 года  - присвоили 1 разряд.  В этот же 1948 год был организован шаропилотный пункт с водородохранилищем, каждые 2,5 часа выпускался шар-пилот. АМСГ имела метеорологическое оснащение: ртутный барометр, 2 анероида, барограф, психрометрическая будка, с комплектом термометров, дождемер, нефоскоп, флюгер Вильда. Аэрологическое оборудование: теодолит, газогенератор, круг Молчанова. Радиооборудование: радиоприёмники HRO-5, УС, КУБ-4м, позже получили радиоприёмники АСПА, ТМ-10 и аппарат СТ-35. В этом же году организовали прямую телеграфную связь с центральным телеграфом г. Куйбышева. Ежедневно техники-наносители составляли 4 карты погоды за основные синоптические сроки 01,07,13,17 час по Московскому времени и 8 кольцевых карт погоды за сроки 02,04,06,08,10,12 час, 4 карты барической топографии за 07 час АТ-850, 700, 500мб и ОТ500/1000 по данным РМЦ г. Куйбышева, Ростова, Свердловска. Синоптики составляли текстовые суточные,  6-ти часовые прогнозы и маршрутные прогнозы, в графической форме прогнозы по авиационным маршрутам и трассам, в табличной форме  прогнозы температуры и ветра на высотах. Штат АМСГ состоял из 18 человек. Только в 1946 году коллектив нашей станции обеспечил метеоинформацией 5715 самолётовылетов, в том числе 3600 вылетов в аэропорты Москвы, Уфы, Свердловска, Горького, Саратова, Сталинграда, Чкаловска, Актюбинска.

SamCentrNachRadio

Начальник радиоаппаратной  Порунов Вениамин Михайлович


  12 августа 1950 года метеоплощадка была перенесена к зданию КДП, высота барометра изменилась на +60см. А в сентябре этого же года и персонал метеостанция был переведён в 2-х этажное кирпичное здание, служебные помещения состояли 3-х кабинетов.  В 1953 году на АМСГ трудилось уже 22 человека: начальник, 5 синоптиков, 11 техников, 5 радистов.

  В конце 50-годов в Гидрометслужбе страны наблюдался новый скачок развития авиационных метеостанций: АМСГ оснащали более совершенными приборами и средствами измерений, на рабочих стартах аэродромов организовали метеонаблюдения, началось обслуживание реактивных самолётов. Наша метеостанция в эти годы обслуживала испытательные полёты военных  самолётов Ту-4, Ту-95, Ту-126, Ил-28,  истребителей МиГ-15, МиГ-17. Но производство боевых машин постепенно сворачивалось, налаживался выпуск самолётов гражданского назначения для перевозки людей и народнохозяйственных грузов. Кроме статуса заводского аэродрома, аэродром Куйбышев-Безымянка  получил статус базового аэродрома авиационной промышленности. Для  метеообеспечения  испытательных полётов на больших высотах  тропосферы и даже в стратосфере  использовались карты АТ-200, 100мб за 03,15,21 час. В 1958 году была установлена и настроена мощная  антенна, настроенная на Московский РМЦ, обмен метеоинформацией  осуществлялся  с помощью радиотелеграфных аппаратов РРС-1М.  Новый этап развития авиации стал толчком для соответствующей подготовки  кадров АМСГ, для создания качественно новой системы метеообеспечения полётов.  Специалисты  авиационных метеостанций активно обучались  на  курсах повышения, поступали на заочное обучение в вузы и техникумы Гидрометслужбы.

SamCentrPribor

Техник-метеоролог Сушкова Нина Александровна.


  Коллектив нашей станции быстро освоил метеообеспечение  испытательных полётов Ту-114, а в 1969 году – Ту-154. За отличные показатели в работе  и  высокое качество обеспечения испытательных полётов  коллектив  и отдельные работники АМСГ 1 разряда Центрального аэродрома МАП неоднократно награждались Почетными грамотами Министерства авиационной промышленности, Комитета профсоюза авиаработников,  авиационного завода,  Приволжского УГМС.

  31 марта 1969 года  АМСГ  переехала в новые рабочие помещения  шестиэтажного здания КДП, где располагается и в настоящее время. В радиоаппаратной был организован сбор информации по телеграфным и факсимильным каналам связи. Радиооператоры Лужилкина, Щичко, Барабаш, Сухарева, Руденко осваивали новые факсимильные аппараты и радиотелетайпы. Синоптики Касаткина, Попова, Кириллова, Рыжикова, Козлова, Кайнов под руководством начальника Чурсина Е.А.,  изучали новые способы прогноза синоптического положения, расчета турбулентности, сдвига ветра. В эти годы в оперативную работу синоптиков внедрялись новые способы расчета  прогноза погоды и явлений на основе статистических и гидродинамических методов, новое наставление НМО-ГА и коды ФАПП-АПП.

SamCentrRadio

Радиооператор Гаврилова Надежда Валентиновна.


  А 1977 год всем работникам запомнился подготовкой АМСГ к метеообеспечению  полётов сверхзвукового самолёта Ту-144. В 70-80 годы на аэродроме Куйбышев-Безымянка базировались авиаотряды крупных промышленных предприятий города: авиационного, им.Фрунзе, ЦСКБ, КБАС, «Салют», «Прогресс» и др.. Отсюда  почти ежедневно совершались грузовые  вылеты на российские космодромы. Количество обслуживаемых ежедневных самолётовылетов  доходило до 60-65, в отдельные дни до 80. Главной силой, обеспечившей выполнение таких планов, являлись наши ветераны: Чурсин Е.А., Акимова Н.А, Барабаш М.А., Дёмина М.Е., Кайнов П.М., Кайнова М.М., Касаткина К.М., Козлова А.В., Лужилкина А.А., Московских В.Н., Нагайцева З.И., Нефёдова Т.И., Платонова Е.П., Румянцева А.А., Руденко М.В, Рыжикова Р.А.,Сухарева Н.Д., Сахарчук Р.Ф. За многолетний и добросовестный труд, хорошие показатели  выполнения плана  все неоднократно поощрялись грамотами и денежными премиями  УГМС и Росгидрометом.

  Начало 80-годов отмечено новым техническим переоснащением  нашей АМСГ: в аппаратной связи была смонтирована радиорелейная станция, введены в действие телеграфные аппараты Т-63, приёмники «Волна»,  аппараты «Иней». Современную технику осваивало молодое поколение радиооператоров: Шелестова Л.П., Сажнова Т.П., Гаврилова Н.В., Морозова Н.А. Достойная смена  нашим  пенсионерам пришла  на должности  техников-метеорологов: Туркова И.В., Воронина Н.В., Плотникова Т.М., Никиточкина М.В., Сушкова Н.А. Синоптиками в эти годы работали: Белухина Л.А., Протасова А.Е., Капралова Г.М. Начальником АМСГ – Кияшко В.Д.

SamCentrStMeteorolog

Старший техник-метеоролог Туркова Инна Владимировна.


  В 90-годах на аэродроме сократилось количество вылетов воздушных судов и объемы авиаперевозок. Появились трудности с финансированием АМСГ, обновлением парка приборов и оборудования, получением метеоинформации. Производилось сокращение штата и понижение разряда станции.

  На июнь 2008 года   АМСГ III разряда Самара-Центральный   имела штат 15 человек. Основные функции: метеообеспечение  лётных испытаний и вылетов в другие аэропорты, наблюдение за погодой и её опасными явлениями. Летом 2006 года  на аэродроме прошел успешное испытание первый Ан-140, в истории  самарского авиационного завода наметился новый период развития. На АМСГ внедрена и освоена новая  компьютерная  технология обмена информацией, которая значительно повысила качество метеообеспечения, исключила использование в работе вредной электрохимической бумаги. Резервным способом обмена информации стал инфракрасный порт радиотелефона, электронная почта.  Персонал АМСГ с интересом  изучал современные виды связи, работу на персональном компьютере,   интернет.    За весь период существования АМСГ  не  прерывался ряд наблюдений, каждые пять лет уточнялось и обновлялось климатическое описание района аэродрома, изучались новые методы прогнозирования. Здесь своими силами готовили радиооператоров, техников, стажировали синоптиков, многие из них оставались до пенсии, имея  по 35-40 лет трудового стажа.

SamCentrSyn

Синоптик Воронина Надежда Владимировна.


  Начальниками АМСГ (в хронологической последовательности) были: Гироль Н.М., Воронин А.Е., Чурсин Е.А., Козлова А.В., Рыжикова Р.А., Кияшко В.Д., Протасова А.Е., Караулова Л.П Н.В., Смирнов А.А., который является начальником АМСГ в настоящее время. Сегодняшний  состав работников АМСГ почти весь состоит из старожилов, которые работают более 30-35 лет, храня и продолжая традиции, переданные наставниками и ветеранами небольшой авиационной метеостанции.