История АМСГ Уфа

Регулярные метеорологические наблюдения в г. Уфе начались в конце XVIII в. Как и всюду в России, они проводились по инициативе отдельных энтузиастов. Так, начиная с 1780 г. в течение двадцати с лишним лет, вел наблюдения за погодными явлениями местный краевед Ребеллинский.

С 1838 г. наблюдения велись при мужской гимназии (сейчас территория медицинского института). Результаты наблюдений отсылались в Казань. С 1853 г. они печатались в Оренбургских губернских ведомостях. Сведения эти были мало достоверны, так как наблюдатели использовали непроверенные приборы. Метеорологические наблюдения проверенными методами начались проводиться при мужской гимназии с августа 1877 г.

Впервые в 1911 г. в небе г. Уфы появился странный ни на что не похожий предмет, который произвел ошеломляющее воздействие на жителей нашего города, для которых автомобиль в те годы был чудом, а уж самолет – точно рождение дьявола.

С возникновением и развитием авиации появились и стали развиваться обслуживающие ее прикладные науки. Авиационная метеорология является одной из них. Главной задачей авиационной метеорологии является обеспечение безопасности полетов и эффективное применение авиационной техники в различных погодных условиях.

В июне 1936 г. состоялось открытие станции Уфа-1, которая располагалась на территории существующего тогда аэродрома – это район современного автовокзала на ул. Зорге и относилась к Уральскому управлению Гидрометслужбы. Официальной датой организации метеонаблюдений считается 15 июня 1936 года. В первые годы своего существования АМСГ работала только в светлое время суток и обеспечивала полеты легкомоторной авиации в пределах Башкирии по коротким маршрутам. Первым начальником АМСГ был т. Реснянский и штат насчитывал 8 человек. Наблюдения проводились простейшими приборами.

До 1940 г. наблюдения велись с перерывами, затем регулярные.

В период Великой Отечественной войны АМСГ, являясь вольнонаемной организацией Красной Армии, обеспечивала как полеты по местным авиалиниям, так и военно-транспортной авиации круглосуточно.

30 декабря 1962 г. АМСГ Уфа вместе с аэродромом перенесена на новое место в район деревни Чесноковка, где она действует по настоящее время.

Большая заслуга в организации сети АМСГ и оперативном руководстве принадлежит бывшему начальнику АМСГ Костроминой Антонине Николаевне, которая бессменно стояла у руля нашего коллектива с марта 1962 г. по апрель 1984 г. В период с апреля 1984 г. по ноябрь 2015 г. коллективом руководил грамотный, всесторонне образованный, инициативный, пользовавшийся большим авторитетом не только в коллективе, но и далеко за ее пределами человек – Ноздрачева Антонина Викторовна (награждена значком «Почетный работник Гидрометслужбы»). С декабря 2015 года начальником АМСГ назначена Савченко Ирина Васильевна.

Выполнено много научно-исследовательских и методических работ по авиационной метеорологии Башкирии. Эти работы и исследования стали учебниками для изучения климатических особенностей сложного рельефа территории Башкирии молодыми специалистами.

Почти 20 лет работы на АМСГ было посвящено изучению особенностей влияния местных условий на синоптические процессы. Нашим главным учителем и методистом являлась Байбурина Светлана Петровна. Под ее руководством были выполнены научно-исследовательские работы и составлены климатические характеристики аэропортов Башкирии.

Ветеранами гидрометслужбы, проработавшими по 30 лет и более на АМСГ являются Капитолина Тимофеевна Михеева, Александр Иванович Абрамов, награжденные знаками «Отличник гидрометслужбы СССР», а также Зоткин Юрий Дмитриевич, Зоткина Вера Яковлевна, Гуськова Ирина Дмитриевна, Мишурина Лилия Ильинична, Коротецкая Нина Михайловна, Исакова Татьяна Николаевна, Карамышева Аниса Багаутдиновна, взрастившие и подготовившие целую плеяду молодых специалистов.

В 1985 году АМСГ Уфа переведена как структурное подразделение во вновь образованное Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Руководителем БашУГМС был назначен Лапиков Василий Васильевич.

С 1988 г. АМСГ Уфа обслуживает полеты по 1-й категории.

С 1989 года АМСГ переведена на договорные отношения с авиапреприятиями.

В 1994 г. аэропорт получил статус международного. На АМСГ Уфа была подготовлена группа инженеров-синоптиков по обслуживанию международных рейсов на английском языке. Метеорологические наблюдения за погодой на аэродроме полностью переведены на инструментальные и АМСГ Уфа оснащена всем необходимым оборудованием и приборами, которые соответствуют требованиям международных стандартов. Метеооборудование, установленное на аэродроме, позволяет автоматически определять и представлять на рабочие места диспетчеров УВД с интервалом в 1 минуту данные о ветре, видимости, и высоте нижней границе облаков на взлетной полосе, чтобы производить безопасную посадку ВС по минимуму 1-й и 2-й категории, т.е. Уфа практически «всепогодный аэропорт».

С 1995 г. в аэропорту успешно эксплуатировался метеорологический радиолокатор МРЛ-5 с автоматизированной приставкой АКСОПРИ, позволяющей наглядно в красочной интерпретации представлять на рабочие места диспетчеров УВД и инженера-синоптика сведения о кучево-дождевых облаках, грозах, ливнях, граде. Зная эти сведения и грамотно их используя в работе, можно безопасно управлять воздушными судами, находящимися в воздухе и своевременно предупредить экипаж об опасных явлениях, связанных с кучево-дождевыми облаками, встреча с которыми может закончиться серьезными последствиями.

С марта 1999 года на АМСГ установлен ПАК ГИС-Метео, позволяющий не только принимать высококачественный аэросиноптический материал, но и автоматизировано его обрабатывать, строить вертикальные разрезы по маршруту, аэрологические диаграммы по любому пункту, что значительно облегчило работу синоптика и, конечно же, представлять экипажам ВС хорошо иллюстрированные и качественные карты погоды.

В августе 1999 года АМСГ Уфа переведена как структурное подразделение во вновь образованное Башкирское Метеоагентство.

В ноябре 2013 года функции по обеспечению воздушного движения на территории Уфимского районного центра переданы в Самарский зональный центр ОВД. В связи с

этим была проведена оптимизация численности персонала – сокращена группа операторов связи.

В 2014 году, в замен вышедшего из строя МРЛ-5, установлен ДМРЛ-С, который до января 2016 года работал в тестовом режиме. С 21 января 2016г ДМРЛ-С переведен в оперативный режим.

Ufa SynWorkplace

Рабочее место синоптика АМСГ Уфа


С конца 2012 года началась подготовка к проведению саммитов ШОС и БРИКС в Уфе. Саммиты проходили 8-10 июля 2015г. В связи с этим было обновлено и установлено новое оборудование:

  • в мае 2015 года установлена новая КРАМС-4 с двумя датчиками характеристик приземного ветра и датчик температуры-влажности фирмы Вайсала;
  • грозопеленгатор TSS928;
  • обновленный вариант ЦКС «Метеотелекс»;
  • АИС «Метеоэксперт».

Ufa TechWorkplace

Рабочее место техника-метеоролога АМСГ Уфа


С августа 2015 года проводился ремонт ИВПП-2, полосу подняли на высоту около 50см, что потребовало переустановки метеооборудования на ИВПП-2. В мае-июне 2016 года с помощью руководства аэропорта Уфа выполнена геодезическая съемка для определения нового места и высоты установки оборудования. Силами специалистов группы по эксплуатации г/м/п переустановлено метеооборудование, обновлены метеобудки.

newCollage